stzozo: (Default)
[personal profile] stzozo
stzozo:
Это мнение taki-net.
Я думаю, всё проще: основа левого мировоззрения - зависть к тем, кто более успешен. Капиталист успешнее рабочего, США успешнее России, Израиль успешнее Палестины.
Скрытая, отрицаемая зависть. Такая же, как зависть к развратнику и наркоману. Завистник категорически будет отрицать, что завидует, он придумал сложнейшую систему, которую назвал моралью и в которой выходит, что на самом деле он крут, а развратник и наркоман вообще недочеловеки.

http://taki-net.livejournal.com/1917282.html

Почему подавляющее большинство российских левых и значительная часть украинских и западных левых встали на сторону Путина, российского империализма и неоколониализма, поддержали агрессию державы, в которой левые активисты брошены в тюрьмы, уровень эксплуатации рабочих один из самых высоких в Европе, а вся общественная жизнь (от налоговых ставок до политической системы) открыто и с гордостью копирует Пиночета? Как такой абсурд вообще стал возможен?

Параллельно нам придется затронуть смежный вопрос о том, как получилось, что миллионы недовольных режимом именно с левых позиций (а низовые активисты и сторонники КПРФ таковы) - голосуют за партию, поддерживающую режим во всех основных пунктах, а часто и забегающую вперед президентского паровоза; как получилось, что волна народного протеста против путинизма, едва не пошатнувшая режим зимой 2011-2012 года, была встречена активным сопротивлением со стороны даже и не связанных с КПРФ левых (скажем, тогдашний интеллектуальный штаб независимых левых, журнал "Скепсис", даже издал аж две брошюры против протестов на Болотной, то есть, объективно, за Путина).

Дело в том, что не только левые, а практически все люди, имеющие определенную поведенческую или познавательную аксиоматику, никогда не используют ее напрямую, а обрастают набором "инструментов" познания и суждения, на их основе строят следующий слой инструментов и так далее - образуется такая "матрешка", причем в норме с реальностью соприкасается именно внешний, самый далекий от аксиоматики, слой. Конечно, в идеале человек, видя "пробуксовку" инструментов или получая результат, который ему интуитивно не нравится, сверяет инструменты в более внутренними, а тот и с самим аксиоматическим ядром, но на практике это часто не случается, ОСОБЕННО У ЛЕВЫХ, ввиду особенностей формирования левой идеологии. Так вот, мы пройдемся по "левой матрешке" от периферии к ядру и посмотрим, как это работает.

0. Даже пожалею на этот фарсовый пример цифры 1. Итак, для заметной части "левых" работает ТОЛЬКО или преимущественно символический уровень: кто использует красный флаг, а кто сносит памятники Ленину. Не стоит критики, пошли дальше.

1. Уровень "кто за СССР, а кто против". РФ юридически "наследница СССР" (на самом деле это миф, но общепринятый). Путин дает понять, что считает "распад СССР величайшей трагедией", не уточняя, идет ли речь только об утрате контролируемых из готического замка на Москве-реке территорий, или также и о "социализме" на этих территориях; ну а каждый, а особенно полуголодный неудачливый левый, обманываться рад. С другой стороны, новые независимые республики, а также либеральная оппозиция Путину позиционируют себя сами как "антисоветские" (в ту же кучу - что власти и официозное "научное" сообщество РФ выгораживают темные стороны СССР, вплоть до угроз уголовного преследования за "искажение истории"; а Украина, Казахстан, Грузия, Молдова - публикуют засекреченные в РФ архивы спецслужб и ЦК).

Комментарий: во-первых, оставаясь на этом уровне, надо сказать, что Путин лжет: все, что было в СССР социалистического, левого - уничтожено в РФ с особой жестокостью, причем в основном именно при Путине. Путинизм манипулирует, разывая Российскую империю-2 "Советским Союзом-2"; но СССР без социализма есть просто Российская империя (с элементами фашизма вместо царизма).

Во-вторых, пожалуйте на следующий уровень. В дальнейшем я буду опускать этот комментарий, он будет подразумеваться.

2. А почему мы считаем СССР левым обществом? Социалистическим? Потому, говорят нам, что в СССР был "социализм, то есть общественная собственность на средства производства, и не было частной собственности, которая есть признак капитализма и эксплуатации".

Тут, кстати, опять подъезжает сбоку путинизм и говорит - дада, мы всячески за государственное регулирование, за военно-промышленный комплекс, за то, чтобы главным был не капиталист проклятый, а человек в погонах, скромный государственный служащий, то есть, практически, трудящийся, почти пролетарий. А проклятые либералы - вот они за неограниченный капитализм! А мы почти что социалисты! (И вот отсюда вырастает поддержка жандармов и Кремля в их конфликте с белоленточным протестом).

Если левому товарищу посчастливилось получить историческое образование, ему делается неловко: все то, что говорит Путин и на что покупаются его товарищи, можно было услышать от царских сатрапов задолго до революции. Но главное - не эта мелкая ложь Путина, главное - подмена. Социализм - это не ГОСУДАРСТВЕННАЯ собственность (каковая бывала и при абсолютизме, то есть переходе от феодализма к капитализму, и при рабовладении), а ОБЩЕСТВЕННАЯ. Государственная собственность лишь тогда была бы признаком неэксплуататорского, левого общества, если бы само государство принадлежало обществу, народу, трудящимся. А так, как в реальности, когда одни надрываются, полуголодные, и падают в мерзлую землю, а другие командуют ими, разъезжая в лимузинах, живя во дворцах в под охраной дивизий Гвардии и среди толп челяди, носят мундиры, сверкающие золотом (и, кажется, скопированные с мундиров министров и маршалов Короля-Солнце) - это, совершенно очевидно, просто еще одна разновидность эксплуатации. Кстати, особо жестокая, и когда рабочим и крестьянам капиталистических стран предлагают обменять свое угнетение частным капиталом на этот "рай" - они отвечают очередями из автомата "Суоми".

3. Да, СССР был не идеален, говорит нам левак из Европы или Израиля, США или Индии. Мы не за то, чтобы создавать в наших странах "однопартийные диктатуры с советском стиле". Но: СССР вчера, путинская РФ (вместе с КНР) сегодня есть единственная сила, противостоящая настоящему, самому злобному капитализму - империализму США. Если бы не СССР тогда, если бы не негласный союз РФ и Китая сегодня - весь мир был бы порабощен империализмом США. Вчерашнее советское nachalstvo, сегодняшние российские олигархи - ОБЪЕКТИВНО конкуренты и противники этого "мирового центра силы", надежда палестинцев и кого-то там еще.

Именно поэтому в противостоянии Украины - этого американского проекта (почему американского? ну не российского же, антироссийского, а так как Россия противостоит США, то все антироссийское - американское) - противостоянии Украины и РФ мы на стороне единственной антиамериканской силы.

Стоит заметить, что тут мы фактически имеем дело с рецепцией чуждой левому мировоззрению, фашистской по духу лженауки "геополитики". Стоит также заметить, что ни Маркс, ни даже Ленин, хотя в их времена мир был вполне однополярным (Великобритания занимала нынешнее место США) - не додумались, что левый должен становиться на сторону любого капиталистического или даже реакционного государства, лишь бы его политика была антибританской. Принципиальный антиамериканизм левого движения - это следствие двух причин - наследия СССР (когда второй полюс мирового противостояния ошибочно принимался за социализм) и инфицирования левого движения трупными ядами фашизма.

4. Наконец, мы подошли к ядру. Ядро, ценностный полюс левого движения - это отрицание эксплуатации человека человеком (борьба с сегодняшними институтами, поддерживающими эксплуатацию, и предвиденье мифологического, идеального общества, коммунизма, полностью лишенного эксплуатации. Для начала следует заметить, что, несмотря на лингвистическую оригинальность, слово "эксплуатация" означает точно то же, что отрицается догматом гуманизма: "никакой человек не может быть средством для другого, любой человек самоценен". Иными словами, левая аксиома (единственная!) в точности совпадает с принципом гуманизма.

Однако в историческом аспекте на левом движении очень сильно сказалось влияние марксизма, который попытался дать практические рецепты для реализации аксиоматики. Коротко говоря, Маркс абсолютизировал наиболее частые в тот момент случаи эксплуатации и срезал острые углы:
- промышленный капитализм образца середины 19 века - это и есть единственный строй, который неизбежно установится на всей земле;
- свойственный ему способ эксплуатации (через частную собственность и свободный рынок) - единственный возможный на данном этапе и позднее;
- поэтому если устранить его важнейший элемент - рынок и частную собственность - это будет громадным шагом в сторону от капитализма, то есть от эксплуатации;
- поэтому (рассуждают его последователи), когда мы видим социальный строй, основанный на рынке, собственности и демократии, то это ТОЧНО эксплуататорский строй, а если видим общество без рынка, с госсобственностью и командирами в погонах вместо избранных депутатов, то это, МОЖЕТ БЫТЬ, не эксплуататорское общество.

ВСЕ ЭТО ОКАЗАЛОСЬ ЧУШЬЮ. Маркс, сказавший, что "практика есть критерий истины", вынужден был бы согласиться: практика показала, что устранение частной собственности, рынка и либеральной демократии не ведет к прекращению эксплуатации, ровно наоборот - эксплуатация приобретает дикие, людоедские формы, свойственные докапиталистическим обществам. Легко догадаться, что тезис о какой-то животворности "противостояния либеральному капитализму" со стороны реакционных, недорыночных, нелиберальных режимов - такая же чушь и ересь.

Точно так же, становясь в противостоянии либералов-демократов и олигархического, полицейского, недокапиталистического режима на сторону режима - ты проявляешь не какую-то особую классовую мудрость, а классовое предательство, заменяя цивилизованные формы эксплуатации на дикую, колониальную, полуфашистскую.

Ну и с Украиной совсем просто, если снять с головы крышку от матрешки (от нескольких матрешек): налицо олигархи России, которым нужны земли, газ и нефть, транзитные коридоры и дешевая рабсила Украины. И есть трудящиеся Украины - рабочие, крестьяне, самозанятые предприниматели, интеллигенты (как ты думаешь, кто сражается в ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ батальонах? неужели олигархи?) Так ты на чьей стороне, парень, девушка, существо иных гендерных идентификаций, а?

Date: 2014-08-31 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] red-ptero.livejournal.com
Я - левый.
И у меня нет чувства зависти.

Что касается того, о чём Вы написали, то Маркс выделяет одну из реакционных форм социализма - завистной социализм

Вот этот завистной социализм и исповедует значительная часть (но не все) левых.

Date: 2014-08-31 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] stzozo.livejournal.com
Думаю, у Вас нет, Вы попали в эту тусовку по ошибке или следуя моде.
Если скажешь, что ты за революцию и дальнейшее развитие общества - хрен кому-то обьяснишь, что ты не левый.

Date: 2014-08-31 09:22 pm (UTC)
From: [identity profile] red-ptero.livejournal.com
1) Я левый как минимум в четвёртом поколении.
2) Моя матушка, если верить немецкой Википедии - одна из 12 женщин теоретиков марксизма.

Что касается революции, то я сторонник мирной революции, типа Ганди.
Edited Date: 2014-08-31 09:22 pm (UTC)

Date: 2014-08-31 10:33 pm (UTC)
From: [personal profile] ichthuss
Это вопрос определений: не так давно, чуть больше ста лет назад, "левый" как раз и означало "за революцию и дальнейшее развитие общества" в самом строгом смысле. Правые - консерваторы, левые - революционеры.

Date: 2014-09-01 05:46 am (UTC)
From: [identity profile] stzozo.livejournal.com
Э нет, левый - это еще и тот, кто "отнять и поделить".

Date: 2014-09-01 01:35 pm (UTC)
From: [personal profile] ichthuss
Насколько я понимаю, в момент возникновения терминологии других прогрессорских идей просто не было. Так что спорить, имманента ли эта черта левачеству, имхо, бессмысленно - это именно что спор об определения.

Date: 2014-09-02 05:47 am (UTC)
From: [identity profile] stzozo.livejournal.com
Левачество имеет и другие атрибуты - прежде всего, антипатия к частной собственности.

Дело в том, что мода на левую идею искусственно поддерживалась деньгами из Кремля (вне СССР, а в самом СССР - господствующей идеологией). Потому левая идея до сих пор господствует в прогрессивно-революционной нише, а иначе бы давно маргинализировалась.

Date: 2014-09-03 04:52 pm (UTC)
From: [personal profile] ichthuss
Вот вы предлагаете другое определение, противоречащее тому, которое дал я. И как вы предлагаете разрешить спор, кто из нас "прав"? Взял в кавычки, потому что, по-моему, определение не может быть истинным в строгом смысле, просто потому, что определения - вопрос конвенционный. Мы можем до опупения спорить, какое из этих значений шире распространено, но, поскольку людьми используются оба, то, по-моему, ничего умнее, чем просто уточнять при употреблении этого термина, в каком именно значении оно используется (если это не очевидно с контекста), придумать не выйдет. А спор о том, какое определение правильное - бессмысленен.

Сам я, кстати, чаще пользуюсь вашим определением. О другом упомянул просто потому, что оно таки нередко встречается.

Date: 2014-09-03 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] stzozo.livejournal.com
Не, ну некоторые вообще ввели определение "русский - это значит честный человек".

Date: 2014-09-03 07:57 pm (UTC)
From: [personal profile] ichthuss
Да ради бога. Как говорится, хоть горшком назовите, только в печку не ставьте. Если люди решили в рамках их разговора использовать слово "русский" как один из синонимов слова "честный", я в этом не вижу никакой проблемы. Проблема начинается, когда люди начинают использовать одно слово в разных смыслах, да ещё и спорить, какой из них "правильный".

Date: 2014-09-03 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] stzozo.livejournal.com
Для того и вводятся подобные хитренькие определения, чтобы себя или кого-то другого вводить в заблуждение.

Date: 2014-09-03 08:04 pm (UTC)
From: [personal profile] ichthuss
Иногда - да, иногда - нет. Например, я встречал обвинения в манипуляции в сторону людей, исходящих из таких определений фашизма, под которые гитлеризм и сталинизм подпадают на 95%, что они специально в свое определение включают несущественные элементы, а существенные выкидывают, с целью приравнять Сталина к Гитлеру. Я думаю, вы не согласитесь с тем, что люди пользуются такими определениями именно для манипуляции?

Date: 2014-09-03 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] stzozo.livejournal.com
Возможны варианты.

Date: 2014-09-03 08:23 pm (UTC)
From: [personal profile] ichthuss
Я именно об этом.

February 2018

S M T W T F S
     123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 25th, 2025 05:26 am
Powered by Dreamwidth Studios